Информационная лента PROGNOSIS

Исследование представленности руководителей региональных исполнительных органов власти в сфере образования

Все статьи
Объект исследования: представленность министров образования регионов РФ в инфополе в декабре 2024 года – январе-феврале 2025 года.

Методика исследования: для проведения исследования нами был составлен список руководителей региональных исполнительных органов власти в сфере образования (главы министерств и департаментов) 89 субъектов РФ, занимавших должность, в течение декабря 2024 года – января-февраля 2025 года.

Для каждого руководителя были определены следующие параметры:

  • количество упоминаний за выбранный период на федеральном и региональном уровнях;
  • среднее количество просмотров в Телеграм за выбранный период на федеральном и региональном уровнях;
  • суммарное количество подписчиков в персональных аккаунтах в соцсетях (ВКонтакте, Телеграм, Одноклассники);
  • количество поисковых запросов в системе Яндекс за выбранный период.

Полученные результаты делились на самое большое значение по параметру (нормировались). Сумма полученных показателей составила сводный балл по каждому участнику. В число лидеров мы отобрали 10 руководителей с наибольшим сводным баллом.

Результаты исследования

Топ лидеров сводного рейтинга (с полной версией рейтинга можно ознакомиться по ссылке)
Выводы по результатам исследования

1. Сравнение с инфополем руководителей в сфере здравоохранения
Выводы и гипотезы, предложенные в нашем предыдущем исследовании, посвященном сфере здравоохранения, нашли подтверждение и в сфере образования:

  • Феномен «нового назначенца» остается важным драйвером присутствия в инфополе. 2 из 10 лидеров рейтинга: Алексей Федоров – и.о. министра образования Саратовской области и Андрей Бялик - и.о. начальника департамента образования Еврейской автономной области получили назначение на должности в течение последних трех месяцев, что дало значительный, но кратковременный рост интереса к их персонам со стороны медиа.

  • «Эффект межрегионального сотрудничества» справедлив для сферы образования, при этом фокус взаимодействия между регионами приходится на обмен опытом и успешными практиками, в которых подчеркивается личное участие руководителей органов образования.

  • ТОП-10 наиболее заметных персон на 70% пересекаются как на федеральном, так и на региональном уровнях (в сфере здравоохранения пересечение составляло 90%).

  • Основной платформой для взаимодействия с аудиторией остается ВКонтакте, официальные страницы ведут 52 из 89 министров. Средний показатель числа подписчиков на страницах ВКонтакте составляет 2125 человек.

  • 45 из 89 руководителей ведут Телеграм-каналы, среднее количество подписчиков составляет 630 человек (что в три раза меньше ВКонтакте). В то же время платформа уверенно догоняет ВКонтакте по присутствию руководителей – 5 из 10 лидеров рейтинга используют Телеграм-канал для взаимодействия с аудиторией.

  • Одноклассники остаются платформой-аутсайдером. Аккаунты в этой соцсети ведут только 20 из 89 руководителей. Среднее количество подписчиков составляет 40 человек.

  • Количество запросов в поисковой системе Яндекс является скорее маркером интереса или востребованности той или иной персоны, в частности, 7 из 10 лидеров рейтинга входят в топ-20 персон с наибольшим числом поисковым запросов пользователей. При этом причины разницы количества поисковых запросов могут быть индивидуальными: локальные общественно-политические особенности (востребованность руководителя у населения в конкретном регионе), назначение на должность, иные связанные резонансные инфоповоды.
2. Драйверы медиаприсутствия руководителей сферы образования

  • Лидер рейтинга – министр образования Нижегородской области Михаил Пучков имеет наибольшее количество упоминаний в СМИ среди всех участников рейтинга. В федеральных СМИ ключевыми драйверами медиаприсутствия М. Пучкова стали совместные упоминания с министром просвещения РФ С. Кравцовым и участие в акциях помощи участникам СВО. Важно отметить, что ключевые темы присутствия М. Пучкова в федеральной повестке связаны с тематикой развития образования и других гуманитарных инициатив на территории Нижегородской области (в отличие от лидера медиарейтинга руководителей сферы здравоохранения М. Забелина, который получил широкое упоминание во всех медиаканалах после назначения на должность министра здравоохранения Московской области). При этом, М. Пучков также широко представлен в региональном сегменте СМИ и Телеграм.

  • Сочетание заметных и регулярных упоминаний в медиа федерального и регионального уровня характерно для всех лидеров рейтинга. Вместе с тем, отчетливо прослеживается тренд на активное внутрирегиональное медиапотребление - среднее количество просмотров в региональных телеграм-каналах в 2,8 раза превышает среднее количество просмотров в федеральных телеграм-каналах. 3 из 10 лидеров рейтинга имеют более 1 млн просмотров в региональном сегменте Телеграм. Особое внимание заслуживает министр образования и науки Луганской Народной Республики Иван Кусов. Руководитель из ЛНР имеет абсолютное преимущество по числу просмотров в Телеграм (более 3 млн просмотров). При этом, подавляющая доля просмотров в Телеграм приходится на региональные ресурсы ЛНР.

  • Из 89 руководителей только 37 имеют федеральные упоминания в Телеграм. При этом только у 16 из 37 таких руководителей федеральные просмотры превышают региональные. В данном случае примечателен кейс заместителя Губернатора Белгородской области-министр образования Белгородской области Андрея Милехина. Руководитель из Белгородской области получил наибольший охват на федеральном уровне (1,2 млн просмотров Телеграм). Ключевое влияние на упоминания в федеральных медиа оказала новость о временном переходе А. Милехина на службу в добровольческий отряд «Барс».

3. Особенности внешних коммуникаций

  • Как правило руководители выбирают одну основную площадку для взаимодействия с аудиторией (Телеграм или ВКонтакте) – 8 из 10 лидеров рейтинга имеют дисбаланс между подписчиками на площадках более 70%.

  • Лидеры рейтинга чаще появляются в контексте позитивных информационных поводов: открытие новых образовательных учреждений, реализация нацпроектов, организация детского досуга, благотворительность. Характерен нарратив личного участия – личное общение с родителями, педагогическим составом и учащимися, личное посещение мероприятий и др. Напротив - публикации аутсайдеров рейтинга носят более формальный характер: участие в совещаниях, подписание документов, статистические отчеты.

  • Характерной чертой присутствия лидеров рейтинга в Телеграм является использование уникального нейминга – Телеграм-каналы 3 руководителей в отличие от стандартного названия (ФИО и должность в различных сочетаниях) имеют следующие названия: «Ежедневник И.С.Кусова» (ЛНР), «Будни министра» (Сахалинская область), «Есть такой Бялик» (Еврейская автономная область).

  • Министры-лидеры рейтинга демонстрируют более высокую частоту публикаций (в среднем 3-6 поста в неделю против 1-2 у аутсайдеров).
4. Сравнение медиаканалов (средние значения по 89 руководителям)